Новости
31.07.2020
Этим летом многие дети, с которыми мы работаем, поучаствовали в онлайн-сменах школы "Коалиция" и АПО.
Смены проходили по профилям: сначала лингво-гуманитарная, затем естественнонаучная, социально-экономическая и техническая. Наши подопечные участвовали во всех сменах. Следующие курсы по разным предметам в общей сложности прошли 42 школьника с ОВЗ и находящиеся на длительном лечении (некоторые школьники записались сначала на одну смену и, пройдя курс по одному предмету, не могли удержаться от следующих...):
- программирование
- английский
- русский и лингвистика
- литература
- химия
- физика
- биология
- экология
- обществознание
- МХК
- право
- экономика
- история
- математика
- информатика
Если слабовидящие и даже незрячие старшеклассники и раньше участвовали в подобных занятиях вместе с обычными школьниками: бывали и на выездных школах АПО, и на интенсивах московской сборной, то для незрячих учеников средней школы, а также для детей, которые находятся на длительном лечении или имеют тяжёлые заболевания, из-за которых трудно посещать очные занятия, это был первый опыт.
Незрячие шести-, семи-, восьмиклассники и, конечно, их более старшие товарищи выбрали себе курсы по душе и интересу.
Наши сотрудницы курировали всех подопечных отдела, и в особенности -- незрячих школьников. Сопровождение незрячих требует некоторых усилий: нужно заранее договариваться с преподавателями о том, что они пришлют материалы, адаптировать их (описывать графики и любое визуальное содержание презентации), напоминать, что все нужно проговаривать, решать неожиданные технические проблемы доступности онлайн-платформы.
Наши кураторы постоянно находились на связи с учениками, "ходили" вместе с ними на виртуальные пары и адаптировали материалы для четырёх пар каждой группы ежедневно.
На фотографии представлено рабочее место куратора онлайн-школы на карантине: одновременное присутсивие на двух парах разных групп, чтобы следить за ходом уроков, и таблица с расписанием, чтобы планировать работу на ближайшее время.
Пример работы по адаптации визуального материала представлен в конце статьи: дан график с пары по экологии и тифлокомментарий к нему.
Однако, благодаря этой работе, незрячие могут полноценно участвовать в занятиях. Обычно родители неохотно отпускают детей с ОВЗ, в том числе незрячих, на выездные сборы: они ещё не очень самостоятельны, не всегда хорошо ориентируются в пространстве и не готовы отрываться от семьи. Занятия онлайн во многом решают эти проблемы.
Для детей, находящихся на длительном лечении, реабилитации, или имеющих сложные диагнозы, онлайн-интенсивы стали настоящим подарком. Они могли заниматься из дома, с дачи и даже из больничной палаты. А если какие-то уроки им пришлось пропустить из-за процедур или плохого самочувствия, позже они имели возможность посмотреть их в записи и догнать свою группу.
Кроме учёбы, в сменах Коалиции организованы отдых и общение: утром -- зарядка по зуму, в перерывах -- мероприятия с вожатыми, вечером -- виртуальная "свечка" отряда. Дети играли в мафию, данетки, обсуждали события и впечатления дня, проходили квесты от вожатых. В течение всей смены команды соревновались друг с другом в виртуальном квесте: разгадывали загадки, получали баллы за общие креативные задания.
В этой активности активно участвовали дети с ОВЗ. Нам кажется очень важным, что они расширяют рамки своего общения, знакомятся с новыми людьми.
Кроме пар и общения внутри отряда, на школе организованы творческие и научные мастер-классы.
Научные -- практические занятия по смежным с общей темой смены областям, призванные расширить кругозор участников. Например, на гуманитарной смене проходили мастер-классы о роли искусства в литературе или о корпусной лингвистике, а на естественно-научной -- футурологический про будущее развитие Земли.
На фотографии -- мастер-класс лингво-гуманитарной смены.
Творческие мастер-классы проходили в перерывах между занятиями. Их темы: актерское мастерство, кулинария и даже танцы: не всё же учиться!
------
После завершения онлайн-школ мы спрашивали у детей, учителей и родителей написать отзывы. Вот что они нам рассказали:
1). От учителя шестиклассницы, имеющей сложный диагноз, которая редко выходит из дома: Маша и родители очень довольные и счастливые. Передают большое спасибо. Просятся ещё на одну смену - курс МХК.
2). От мамы слабовидящей девочки-семиклассницы: от английского Даша в восторге! В воскресенье очень грустила, что всё закончилось. Было очень интересно! Сегодня нача
лась литература. Занятия каждый день заканчиваются в 22:00. Ей очень-очень нравится! Спасибо!
3). От незрячего школьника, ученика ГБОУ ШОР№1 10 класса: в силу понятных причин проведение курсов от "Коалиции" в традиционном очном формате несколько затруднено. И, хотя в последние несколько недель такой вариант и был предложен организаторами, есть и альтернативная возможность - вебинарный курс. Занятия по русскому языку проходят на базе сервиса Zoom. С технической точки зрения всё сделано на высоком уровне, поскольку Zoom - один из наиболее accessible сервисов для этих целей, за его выбор организаторов можно только похвалить. С точки зрения содержательности отмечу, что лекции действительно расширяют как общие знания о русском языке, так и знания в отдельных его областях - этимология и т.д. Ещё одной особенностью становится то, что организаторы максимально стараются повторить то расписание, которое было бы при очном формате проведения - от утренней зарядки до вечерних мероприятий.
4). От незрячей школьницы из 10 класса ГБОУ ШОР№1: спасибо огромное, что дали нам возможность участвовать в онлайн-смене. Это очень круто! Я познакомилась с одной девочкой, и мы активно друг другу помогаем в подготовке. Я безумно довольна и все очень круто!
5). От прошедшего смены по экологии и праву незрячего семиклассника: моё лето текло спокойно и плавно ровно до 6 июля. Именно с этого дня началась моя учёба в онлайн-школе на курсе «экология». Я много думал над разными организационными вопросами, волновался... Но оказалось, напрасно. Платформа Zoom идеально подошла для обучения, многие возможности этой программы позволили быстро и без заминок обогащать знания. Если было что-то не понятно, можно было поднять руку, не перебивая учителя, или написать свой вопрос, но также можно было и слышать и слушать голоса учителя и обучающихся, что, по-моему, очень важно в учёбе. С помощью Zoom учитель мог демонстрировать графики, поясняющие ту или иную тему. Различные мероприятия от вожатых отлично скрадывали досуг и расширяли круг знакомств и кругозор. До 20 июля время пролетело незаметно, две смены, по экологии и праву, помогли мне узнать много нового, разнообразить лето. Очень надеюсь, что в следующем году Коалиция повторит это предложение, ведь всё было на очень высоком уровне, и грех упускать такие возможности.
6). Незрячий школьник из 8 класса: мне всё было понятно. Всё очень понравилось ив организации, что и в самой учёбе.
7). Шестиклассник ГБОУ ШОР№1, прошедший курс русского и обществознания: в целом, онлайн-школа стала интересным развивающим мероприятием. Нас привлекла разнообразная проблематика лекций и других занятий, возможность получить знания гораздо шире школьной программы.
В основном, сложности связаны с общими проблемами дистанционного обучения: необходимость детям сидеть целый день за компьютером, периодически возникающие неполадки интернет- соединения, переживания из-за накладок и усталость от сидения на одном месте, без движения, отсутствие живого общения с другими учениками.
Конкретно слабовидящим детям тяжело разобраться с интерфейсом программы, не всегда возможно одновременно изучать материалы и слушать преподавателя, поэтому не хватает наглядности. Если сравнивать занятия в школе по направлениям (русский язык и обществознание), то по рус.яз. было лучше и разнообразнее организовано взаимодействие преподавателей с учениками, тогда как в школе по обществознанию в основном читали лекции. В итоге, польза от онлайн-школы несомненная, но если бы она проходила вживую и на свежем воздухе, то коэффициент полезного действия обучения был бы гораздо выше.
8). Незрячая семиклассница, участница смены по литературе: Мне очень понравились онлайн-школа. Я получила много новых и полезных знаний. Также познакомилась с интересными людьми! Всё было доступно и понятно, презентации просто великолепные!
Они до сих пор у меня остались, я смогу ими пользоваться, когда возникнет необходимость что-то повторить. Если будет возможность поучавствовать ещё в онлайн-школе, соглашусь обязательно! Спасибо большое!
9). Десятиклассник из ГБОУ ШОР№1, прошедший курс русского: Мне понравилась онлайн-смена по русскому языку от Коалиции, в которой я участвовал с 30 июня по 5 июля 2020 года.
Как незрячий участник, который не любит покидать родной дом, я оценил все достоинства онлайн-формата - на мой взгляд, здесь одни плюсы и никаких минусов.
Пары и факультативы вели прекрасные преподаватели. Я не только узнал много нового или полезного, но и повторил хорошо забытое старое. :) Кроме учёбы, у нас были развлекательные мероприятия, на которых мы больше знакомились друг с другом. По ходу смены я познакомился со многими интересными людьми.
Однако, есть одна вещь, которую я бы пересмотрел. На мой взгляд, учёбе и подготовке непосредственно к олимпиаде уделялось не так много внимания, как развлекательным мероприятиям и конкурсам. Причем, эти конкурсы, как правила, мало были связаны с темой языков. Лично мне очень не хватало зачётов, каких-то тестовых олимпиад и ТП. Иначе говоря, хотелось бы больше учёбы :)
Как незрячий участник могу отметить следующее:
Доступность учебных занятий была отличной. Как правила, все необходимые материалы мы получали заранее, и преподаватели, при необходимости, ориентировали нас и проговаривали всё, что было необходимо. Собственно, учебные пары для меня главное.
Конечно, о доступности вечерних и других развлекательных событий я подобного сказать не могу: все-таки, их формат просто не предполагает участия незрячих - графические кроссворды, задания формата "что изображено тут?"... Конечно, я не могу требовать полного пересмотра формата мероприятия из-за двух-трёх человек, а просто описывать большинство визуальных элементов словами, в данном случае, бесполезное занятие. Да и не на все вечерние мероприятия у меня получалось приходить. Пожалуй, единственные мероприятия, где я поучаствовал абсолютно полноценно - это вечер игр и финальный аукцион, на котором команды тратили звёзды. Ну и "огоньки" с вожатыми группы, конечно. Подводя итог, хочу сказать, смена прошла для меня очень плодотворно, хотя я участвовал не во всех её событиях, сосредотачиваясь на подготовке.
Смены "Коалиции" пошли насыщенно и очень быстро: мы и оглянуться не успели.
Несмотря на всю странность лета 2020 года, можно сказать, карантину удалось невероятное: открыть двери школ-интернатов и больниц и дать детям лучше узнать "большой мир".
Мы очень благодарны организаторам "Коалиции" и преподавателям за предоставленные возможности и помощь в инклюзии!
Пример тифлокомментария к слайду из презентации по экологии:
16 слайд
Каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям.
Даже у близких по способам адаптации к среде видов существуют различия в отношении к каким-либо отдельным факторам.
График изменения участия в луговых травостоях отдельных видов растений в зависимости от увлажнения (по Л. Г. Раменскому и др., 1956):
На оси X отмечены единицы измерения увлажнения от 50 до 70, одно деление = 1. От 50 до 52,5 – лугово-степное увлажнение; от 52,5 до 63,5 – сухо-луговое (и свеже-луговое); от 63,5 до 72 – влажно-луговое.
Ось Y показывает обилие растений (8% проективной полноты) от 0 до 16, одно деление = 1.
График 1 – клевер луговой – кривая линия, исходящая из точки (50;5), постепенно возрастающая до точки (65;16) и затем убывающая.
График 2 – тысячелистник обыкновенный – кривая линия, почти параллельная оси X на участке от (50;0) до (54;0,2), затем резко возрастающая до точки (60;13) и резко убывающая к точке (70;0).
График 3 – келерия Делявина – кривая линия, исходящая из точки (50;10), резко возрастающая до (52,5; 14) и постепенно убывающая до точки (70;1).
График 4 – мятлик луговой – кривая линия, почти параллельная оси X на участке от (50;0,2) до (54;0,3), затем резко возрастающая к точке (66;13) и резко убывающая после.
График 5 – типчак – кривая линия, убывающая из точки (50;13,2) до точки (65;0,5) и затем тянущаяся параллельно оси X на уровне 0,5 по оси Y.
График 6 – подмаренник настоящий – кривая линия, возрастающая из (50;11) до (52,5;13) и затем постепенно убывающая к (70;0).
График 7 – осока ранняя – кривая линия, исходящая из точки (50;5), возрастающая до (57;14), почти параллельная оси X на уровне 14 по оси Y до точки (60,5;13,5) и затем убывающая к (70;6).
График 8 – таволга обыкновенная – кривая линия, постепенно убывающая из (50;11,8) к (62;1) и затем тянущаяся параллельно оси X.
График 9 – герань холмовая – кривая линия, длящаяся по уровню 0 оси Y от 50 до 52 по оси X, затем резко возрастающая к (66,5;11,5) и затем убывающая к (70;8).
График 10 – короставник полевой – кривая, исходящая из (50;7), убывающая к (65;0,2) и затем тянущаяся параллельно оси X примерно на уровне 0,2 по оси Y.
График 11 – козлобородник коротконосиковый – кривая, исходящая из (50;2,5), очень плавно убывающая к (62;0,3) и потом тянущаяся параллельно оси X на уровне 0,3 по оси Y.