Новости

31.07.2020 Дети с ОВЗ на онлайн-школах "Коалиции" и АПО: история нашего лета
Карантин лишил нас привычных мероприятий, но открыл новые возможности: как дети (и немного мы!) учились онлайн этим летом.

09.06.2020 Инклюзия на пригласительном этапе Всероссийской олимпиады
Как школьники с ОВЗ писали пригласительный этап ВсОШ

08.06.2020 Инклюзивные результаты Московской олимпиады по праву
Уже настало лето, но новости об успехах наших подопечных не заканчиваются.

26.05.2020 Незрячие на марафоне ЛЛШ
Незрячие участники марафона Летней лингвистической школы делятся впечатлениями

05.05.2020 Как проходят занятия с детьми с ОВЗ на самоизоляции
Ребята из ГБОУ ШОР №1, СКОШИ №2 и школы №109 учатся и готовятся к будущим олимпиадам дистанционно

Все новости

Контакты

inclusive@cpm77.ru

Хамовнический вал, д. 6, каб. 24

Наша страница в Facebook

Дети с ОВЗ на онлайн-школах "Коалиции" и АПО: история нашего лета | Главная

31.07.2020

Этим летом многие дети, с которыми мы работаем, поучаствовали в онлайн-сменах школы "Коалиция" и АПО.
Смены проходили по профилям: сначала лингво-гуманитарная, затем естественнонаучная, социально-экономическая и техническая. Наши подопечные участвовали во всех сменах. Следующие курсы по разным предметам в общей сложности прошли 42 школьника с ОВЗ и находящиеся на длительном лечении (некоторые школьники записались сначала на одну смену и, пройдя курс по одному предмету, не могли удержаться от следующих...):
  • программирование
  • английский
  • русский и лингвистика
  • литература
  • химия
  • физика
  • биология
  • экология
  • обществознание
  • МХК
  • право
  • экономика
  • история
  • математика
  • информатика
 
Если слабовидящие и даже незрячие старшеклассники и раньше участвовали в подобных занятиях вместе с обычными школьниками: бывали и на выездных школах АПО, и на интенсивах московской сборной, то для незрячих учеников средней школы, а также для детей, которые находятся на длительном лечении или имеют  тяжёлые заболевания, из-за которых трудно посещать очные занятия, это был первый опыт. 
Незрячие шести-, семи-, восьмиклассники и, конечно, их более старшие товарищи выбрали себе курсы по душе и интересу. 
 
Наши сотрудницы курировали всех подопечных отдела, и в особенности -- незрячих школьников. Сопровождение незрячих требует некоторых усилий: нужно заранее договариваться с преподавателями о том, что они  пришлют материалы, адаптировать их (описывать графики и любое визуальное содержание презентации), напоминать, что все нужно проговаривать, решать неожиданные технические проблемы доступности онлайн-платформы.
Наши кураторы постоянно находились на связи с учениками, "ходили" вместе с ними на виртуальные пары и адаптировали материалы для четырёх пар каждой группы ежедневно. 
 
 
На фотографии представлено рабочее место куратора онлайн-школы на карантине: одновременное присутсивие на двух парах разных групп, чтобы следить за ходом уроков, и таблица с расписанием, чтобы планировать работу на ближайшее время. 
 
 
Пример работы по адаптации визуального материала представлен в конце статьи: дан график с пары по экологии и тифлокомментарий к нему. 
Однако, благодаря этой работе, незрячие могут полноценно участвовать в занятиях. Обычно родители неохотно отпускают детей с ОВЗ, в том числе незрячих, на выездные сборы: они ещё не очень самостоятельны, не всегда хорошо ориентируются в пространстве и не готовы отрываться от семьи. Занятия онлайн во многом решают эти проблемы.
Для детей, находящихся на длительном лечении, реабилитации, или имеющих сложные диагнозы, онлайн-интенсивы стали настоящим подарком. Они могли заниматься из дома, с дачи и даже из больничной палаты. А если какие-то уроки им пришлось пропустить из-за процедур или плохого самочувствия, позже они имели возможность посмотреть их в записи и догнать свою группу. 
Кроме учёбы, в сменах Коалиции организованы отдых и общение: утром -- зарядка по зуму, в перерывах -- мероприятия с вожатыми, вечером -- виртуальная "свечка" отряда. Дети играли в мафию, данетки, обсуждали события и впечатления дня, проходили квесты от вожатых. В течение всей смены команды соревновались друг с другом в виртуальном квесте: разгадывали загадки, получали баллы за общие креативные задания. 
В этой активности активно участвовали дети с ОВЗ. Нам кажется очень важным, что они расширяют рамки своего общения, знакомятся с новыми людьми. 
Кроме пар и общения внутри отряда, на школе организованы творческие и научные мастер-классы. 
Научные -- практические занятия по смежным с общей темой смены областям, призванные расширить кругозор участников.  Например, на гуманитарной смене проходили мастер-классы о роли искусства в литературе или о корпусной лингвистике, а на естественно-научной -- футурологический про будущее развитие Земли. 
 
На фотографии -- мастер-класс лингво-гуманитарной смены.
 
Творческие мастер-классы проходили в перерывах между занятиями. Их темы: актерское мастерство, кулинария и даже танцы: не всё же учиться! 
------
После завершения онлайн-школ мы спрашивали у детей, учителей и родителей написать отзывы. Вот что они нам рассказали: 
 
1). От учителя шестиклассницы, имеющей сложный диагноз, которая редко выходит из дома: Маша и родители очень довольные и счастливые. Передают большое спасибо. Просятся ещё на одну смену - курс МХК.
 
2). От мамы слабовидящей девочки-семиклассницы: от английского Даша в восторге! В воскресенье очень грустила, что всё закончилось. Было очень интересно! Сегодня нача
лась литература. Занятия каждый день заканчиваются в 22:00. Ей очень-очень нравится! Спасибо!
 
3). От незрячего школьника, ученика ГБОУ ШОР№1 10 класса: в силу понятных причин проведение курсов от "Коалиции" в традиционном очном формате несколько затруднено. И, хотя в последние несколько недель такой вариант и был предложен организаторами, есть и альтернативная возможность - вебинарный курс. Занятия по русскому языку проходят на базе сервиса Zoom. С технической точки зрения всё сделано на высоком уровне, поскольку Zoom - один из наиболее accessible сервисов для этих целей, за его выбор организаторов можно только похвалить. С точки зрения содержательности отмечу, что лекции действительно расширяют как общие знания о русском языке, так и знания в отдельных его областях - этимология и т.д. Ещё одной особенностью становится то, что организаторы максимально стараются повторить то расписание, которое было бы при очном формате проведения - от утренней зарядки до вечерних мероприятий.
 
4). От незрячей школьницы из 10 класса ГБОУ ШОР№1: спасибо огромное, что дали нам возможность участвовать в онлайн-смене. Это очень круто! Я познакомилась с одной девочкой, и мы активно друг другу помогаем в подготовке. Я безумно довольна и все очень круто!
 
5). От прошедшего смены по экологии и праву незрячего семиклассника: моё лето текло спокойно и плавно ровно до 6 июля. Именно с этого дня началась моя учёба в онлайн-школе на курсе «экология». Я много думал над разными организационными вопросами, волновался... Но оказалось, напрасно. Платформа Zoom идеально подошла для обучения, многие возможности этой программы позволили быстро и без заминок обогащать знания. Если было что-то не понятно, можно было поднять руку, не перебивая учителя, или написать свой вопрос, но также можно было и слышать и слушать голоса учителя и обучающихся, что, по-моему, очень важно в учёбе. С помощью Zoom учитель мог демонстрировать графики, поясняющие ту или иную тему. Различные мероприятия от вожатых отлично скрадывали досуг и расширяли круг знакомств и кругозор. До 20 июля время пролетело незаметно, две смены, по экологии и праву, помогли мне узнать много нового, разнообразить лето. Очень надеюсь, что в следующем году Коалиция повторит это предложение, ведь всё было на очень высоком уровне, и грех упускать такие возможности.
 
6). Незрячий школьник из 8 класса: мне всё было понятно. Всё очень понравилось ив организации, что и в самой учёбе.
 
7).  Шестиклассник ГБОУ ШОР№1, прошедший курс русского и обществознания: в целом, онлайн-школа стала  интересным развивающим мероприятием. Нас привлекла разнообразная проблематика лекций и других занятий, возможность получить знания гораздо шире школьной программы. 
В основном, сложности связаны с общими проблемами дистанционного обучения: необходимость детям сидеть  целый день за компьютером, периодически возникающие  неполадки  интернет- соединения, переживания из-за накладок и усталость от сидения на одном месте, без движения,  отсутствие живого общения с другими учениками. 
Конкретно слабовидящим детям тяжело разобраться с интерфейсом программы, не всегда возможно одновременно изучать материалы и слушать преподавателя, поэтому не хватает наглядности. Если сравнивать занятия в школе по  направлениям  (русский язык и обществознание), то по рус.яз. было лучше и разнообразнее организовано взаимодействие преподавателей с учениками, тогда как  в школе по обществознанию в основном читали лекции. В итоге, польза от онлайн-школы несомненная, но если бы она проходила вживую и на свежем воздухе, то коэффициент полезного действия обучения был бы гораздо выше.
 
8). Незрячая семиклассница, участница смены по литературе: Мне очень понравились онлайн-школа. Я получила много новых и полезных знаний. Также познакомилась с интересными людьми! Всё было доступно и понятно, презентации просто великолепные!
 Они до сих пор у меня остались, я смогу ими пользоваться, когда  возникнет необходимость что-то повторить. Если будет возможность поучавствовать ещё в онлайн-школе, соглашусь обязательно! Спасибо большое!
 
9). Десятиклассник из ГБОУ ШОР№1, прошедший курс русского: Мне понравилась онлайн-смена по русскому языку от Коалиции, в которой я участвовал с 30 июня по 5 июля 2020 года.
Как незрячий участник, который не любит покидать родной дом, я оценил все достоинства онлайн-формата - на мой взгляд, здесь одни плюсы и никаких минусов.
Пары и факультативы вели прекрасные преподаватели. Я не только узнал много нового или полезного, но и повторил хорошо забытое старое. :) Кроме учёбы, у нас были развлекательные мероприятия, на которых мы больше знакомились друг с другом. По ходу смены я познакомился со многими интересными людьми.
Однако, есть одна вещь, которую я бы пересмотрел. На мой взгляд, учёбе и подготовке непосредственно к олимпиаде уделялось не так много внимания, как развлекательным мероприятиям и конкурсам. Причем, эти конкурсы, как правила, мало были связаны с темой языков. Лично мне очень не хватало зачётов, каких-то тестовых олимпиад и ТП. Иначе говоря, хотелось бы больше учёбы :)
Как незрячий участник могу отметить следующее:
Доступность учебных занятий была отличной. Как правила, все необходимые материалы мы получали заранее, и преподаватели, при необходимости, ориентировали нас и проговаривали всё, что было необходимо. Собственно, учебные пары для меня главное.
Конечно, о доступности вечерних и других развлекательных событий я подобного сказать не могу: все-таки, их формат просто не предполагает участия незрячих - графические кроссворды, задания формата "что изображено тут?"... Конечно, я не могу требовать полного пересмотра формата мероприятия из-за двух-трёх человек, а просто описывать большинство визуальных элементов словами, в данном случае, бесполезное занятие. Да и не на все вечерние мероприятия у меня получалось приходить. Пожалуй, единственные мероприятия, где я поучаствовал абсолютно полноценно - это вечер игр и финальный аукцион, на котором команды тратили звёзды. Ну и "огоньки" с вожатыми группы, конечно. Подводя итог, хочу сказать, смена прошла для меня очень плодотворно, хотя я участвовал не во всех её событиях, сосредотачиваясь на подготовке.
 
Смены "Коалиции" пошли насыщенно и очень быстро: мы и оглянуться не успели. 
Несмотря на всю странность лета 2020 года, можно сказать, карантину удалось невероятное: открыть двери школ-интернатов и больниц и дать детям лучше узнать "большой мир".
Мы очень благодарны организаторам "Коалиции" и преподавателям за предоставленные возможности и помощь в инклюзии!
 
Пример тифлокомментария к слайду из презентации по экологии:
 
16 слайд
Каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям.
Даже у близких по способам адаптации к среде видов существуют различия в отношении к каким-либо отдельным факторам.
График изменения участия в луговых травостоях отдельных видов растений в зависимости от увлажнения (по Л. Г. Раменскому и др., 1956):
На оси X отмечены единицы измерения увлажнения от 50 до 70, одно деление = 1. От 50 до 52,5 – лугово-степное увлажнение; от 52,5 до 63,5 – сухо-луговое (и свеже-луговое); от 63,5 до 72 – влажно-луговое.
Ось Y показывает обилие растений (8% проективной полноты) от 0 до 16, одно деление = 1.
График 1 – клевер луговой – кривая линия, исходящая из точки (50;5), постепенно возрастающая до точки (65;16) и затем убывающая.
График 2 – тысячелистник обыкновенный – кривая линия, почти параллельная оси X на участке от (50;0) до (54;0,2), затем резко возрастающая до точки (60;13) и резко убывающая к точке (70;0).
График 3 – келерия Делявина – кривая линия, исходящая из точки (50;10), резко возрастающая до (52,5; 14) и постепенно убывающая до точки (70;1).
График 4 – мятлик луговой – кривая линия, почти параллельная оси X на участке от (50;0,2) до (54;0,3), затем резко возрастающая к точке (66;13) и резко убывающая после.
График 5 – типчак – кривая линия, убывающая из точки (50;13,2) до точки (65;0,5) и затем тянущаяся параллельно оси X на уровне 0,5 по оси Y.
График 6 – подмаренник настоящий – кривая линия, возрастающая из (50;11) до (52,5;13) и затем постепенно убывающая к (70;0).
График 7 – осока ранняя – кривая линия, исходящая из точки (50;5), возрастающая до (57;14), почти параллельная оси X на уровне 14 по оси Y до точки (60,5;13,5) и затем убывающая к (70;6).
График 8 – таволга обыкновенная – кривая линия, постепенно убывающая из (50;11,8) к (62;1) и затем тянущаяся параллельно оси X.
График 9 – герань холмовая – кривая линия, длящаяся по уровню 0 оси Y от 50 до 52 по оси X, затем резко возрастающая к (66,5;11,5) и затем убывающая к (70;8).
График 10 – короставник полевой – кривая, исходящая из (50;7), убывающая к (65;0,2) и затем тянущаяся параллельно оси X примерно на уровне 0,2 по оси Y.
График 11 – козлобородник коротконосиковый – кривая, исходящая из (50;2,5), очень плавно убывающая к (62;0,3) и потом тянущаяся параллельно оси X на уровне 0,3 по оси Y.
 
 

Как получить нашу помощь

Пожалуйста, сообщайте о необходимых вам специальных условиях для участия в мероприятиях как можно раньше по почте inclusive@cpm77.ru 

Полезные материалы

Материалы для подготовки к олимпиадам